Last updated on

Dec 13, 2014

Main page

Upper page

AES-123

123-Й КОНГРЕСС AES

Алексей Лукин

Статья напечатана в журнале «Звукорежиссер», №10, 2007.

C 5 по 8 октября в Нью-Йорке проходил 123-й конгресс Audio Engineering Society. Энтузиасты и профессионалы из более 100 стран собрались в выставочном центре Джакоба Джавица на Манхэттене, где проходили традиционные для AES выставки новинок звуковой техники, научные секции и тематические семинары. Экспозиция была несколько меньше, чем на 121-м конгрессе год назад в Сан-Франциско, однако научная секция была столь же насыщенной.

Вход на выставку

Один из учебных семинаров, которые я посетил, назывался «Восприятие аудио высокого разрешения — психоакустика, физиология и гонка за числами». На нем Поппи Крам, нейропсихолог с медицинского факультета университета Джона Хопкинса, рассказывала о способности животных и человека к восприятию ультразвука. У некоторых животных способность к восприятию ультразвука совершенствовалась в процессе эволюции, так как служила жизненно необходимым функциям: эффективному общению, ориентации в пространстве, спасению от хищников и т.п. У человека же жизненной необходимости в восприятии ультразвука не было, поэтому это восприятие и не развито.

С целью получения данных о восприимчивости человека к ультразвуку были проведены исследования электроэнцефалограмм при подаче ультразвука через воздух и через вибрации костей. В случае костной проводимости были получены значительные отклики мозговой активности, которые, однако, не вызывали слуховых ощущений. В докладе были приведены данные о том, что при костной проводимости ультразвук способен оказывать маскирующее воздействие на звуки слышимого диапазона. Причем сила маскировки значительно и нелинейно зависит от уровня ультразвукового маскера и почти не зависит от его частоты. В этом феномене может скрываться одно из возможных объяснений влияния ультразвука на восприятие аудио высокого разрешения.

Доклад П. Крам

Еще одной интересной темой, затронутой в докладе, была критика недавно опубликованной в Journal of AES статьи про субъективную неотличимость звучания формата Audio CD от звучания форматов SACD и DVD Audio. Докладчица указала на несостоятельность статистической обработки данных слепых тестов в этой статье и на необходимость применить аппарат теории обнаружения сигналов для анализа результатов слуховых тестов.

Уже многие годы на конгрессах AES проводятся специальные «платиновые» сессии, где знаменитые мастера делятся с широкой публикой секретами мастерства и взглядами на профессию. На данном конгрессе было три секции этого направления: «Платиновые продюсеры», «Платиновые звукорежиссеры» и «Платиновый мастеринг».

Я побывал на последней из них, где модератором был Боб Людвиг, а в качестве участников приглашены мастеринг-инженеры известных американских и английских студий. Одной из главных тем обсуждения были «войны громкости» (loudness wars) — чрезмерная компрессия звукозаписей с целью сделать их громче. По мнению участников дискуссии, дальнейшего ухудшения ситуации с компрессией уже не происходит по двум причинам: потому что «дальше уже некуда» и как результат повышения сознательности продюсеров и исполнителей относительно этой проблемы. Исполнители теперь часто приносят диски на мастеринг и уже не просят сделать их запись самой громкой — они стали больше заботиться о качестве звучания.

Участниками дискуссии был упомянут известный факт, что наиболее громкая радиостанция кажется слушателю более привлекательной, но отмечалось, что это действует лишь в краткосрочной перспективе. Была показана видеодемонстрация, поясняющая негативное влияние компрессии динамического диапазона на качество звучания. Ее можно посмотреть по адресу http://turnmeup.org

Из зала был задан вопрос, на каком носителе и в каком виде лучше приносить сведенные записи на мастеринг. По поводу предпочитаемого носителя мнения инженеров разделились: все носители допустимы, но для разных типов записей могут быть предпочтительны разные носители. По поводу обработки сведенной фонограммы совет таков: если и компрессировать, то по минимуму, ведь «отменить» компрессию при мастеринге гораздо сложнее, чем добавить. Применять лимитеры при мастеринге категорически не рекомендуется. Если есть желание показать инженеру мастеринга желаемый уровень компрессии, то лучше принести два варианта микса: компрессированный и необработанный.

Интересной темой, обсуждавшейся на конгрессе, была недавно введенная компанией Waves необычная практика борьбы с пиратством музыкального программного обеспечения. Представители компании под видом клиентов посещают студии, знакомятся со студийным инструментарием и отмечают случаи использования нелицензионного софта. А после их визита владельцам студии приходит письмо с предложением купить лицензионное программное обеспечение Waves и заплатить штраф за использование нелицензионного. В случае отказа подается иск в суд. По словам представителей Waves, в суд поданы уже десятки исков против студий. Окупится такая практика борьбы с пиратством или нет — покажет время. Несмотря на очевидную денежную выгоду на первых порах, есть опасения, что столь радикальные меры могут в целом ухудшить имидж компании.

Стенд iZotope с программой RX

Мой доклад в научной секции «Обработка сигналов» был посвящен уменьшению артефактов при подавлении широкополосного шума в аудио (препринт 7168). Предлагаемый метод использует двухмерный алгоритм нелокального усреднения (Non-Local Means) для сглаживания спектрограмм и подавления артефакта «музыкальный шум», характерного для многих алгоритмов подавления широкополосного шума, основанных на спектральном вычитании. Разработанный алгоритм был представлен в новой программе для реставрации аудио iZotope RX, которая впервые демонстрировалась на этом конгрессе AES.

Традиционно высокий интерес наблюдался к бесплатному тестированию слуха, проводимому калифорнийским House Ear Institute совместно с компанией Shure. Группы по 8…10 человек помещаются в заглушенную комнату и после краткого осмотра лаборантом ушных проходов каждый участник исследований надевает специальные наушники. С помощью компьютерной программы в наушники через случайные интервалы времени подаются серии тонов различной частоты и амплитуды, в каждое ухо отдельно. Задача слушателей — нажимать на кнопку каждый раз, когда они слышат серию сигналов. Компьютер анализирует моменты нажатия на кнопку и перепроверяет «сомнительные» нажатия, уточняя порог слышимости на каждой частоте в пределах от 500 Гц до 8 кГц. После завершения тестирования каждому участнику распечатывается его аудиограмма, и лаборант дает пояснения о возможных проблемах со слухом. На аудиограмме отображается индивидуальный порог слышимости в зависимости от частоты. За нулевой уровень принимается абсолютный порог слышимости. Область, соответствующая нормальному слуху для возрастной группы участника, заштриховывается.

Для тех, кто профессионально работает с высокими уровнями звукового давления, House Ear Institute изготавливает на заказ специальные вкладыши для ушей. Они отливаются из силикона и схожих материалов по форме ушного канала конкретного клиента. Это позволяет достичь высокой степени подавления при сохранении достаточно ровной АЧХ, что может быть важно для работников звуковой индустрии. Стоимость таких индивидуальных вкладышей достаточно высока: она начинается от 50 долларов и зависит от требуемой степени подавления звука.

Следующие конгрессы AES пройдут в мае 2008 года в Амстердаме и в октябре в Сан-Франциско.