Last updated on Sept. 6, 2004 |
||||||||||||||||||||||
Main
page
Demosaicing |
Интерполяция байеровских шаблоновВ большинстве используемых в настоящее время устройствах получения цифровых изображений (в первую очередь в сканерах, цифровых фотоаппаратах и видеокамерах) используются CCD-матрицы. Такая матрица состоит из различных фотоэлементов, чувствительных к свету с определенной длиной волны. Используется три типа элементов: чувствительных к красному, зеленому и синему цветам.
Задача демозаикинга (demosaicing, интерполяция байеровских шаблонов) состоит в получении "полноцветного" изображения по его байеровскому шаблону. Иными словами алгоритм должен проинтерполировать каждую из цветовых плоскостей в тех точках, где значение соответствующей компоненты неизвестно. СтатьяЗдесь можно загрузить нашу статью с конференции Graphicon 2004: "An Improved Demosaicing Algorithm" (PDF). Также имеются файлы презентации по статье на английском и на русском языках в формате Power Point. АлгоритмыДля решения этой задачи было предложено множество алгоритмов, начиная с простейших идей использовать стандартные алгоритма ресамплинга (например, bilinear, bicubic) для каждой из цветовых плоскостей в отдельности. Данный подход, хотя и является достаточно быстрым, как правило, не обеспечивает хорошее качество результата. Лучший результат можно получить, если использовать избыточность зеленых сенсоров в байеровском шаблоне - на каждый сегмент шаблона 2х2 приходится 1 красный, 1 синий и 2 зеленых сенсора. Это связано с тем, что для восприятия изображения зеленый цвет важнее красного и синего: к нему более чувствителен глаз. И так как заленые сенсоры в матрице расположены чаще, то, согласно теореме Котельникова, по зеленой компоненте можно восстановить более высокие частоты, чем по синей и красной. Большинство алгоритмов интерполируют сначала зеленую компоненту одним из качественных алгоритмов ресамплинга, учитывающим информацию о краях, а затем интерполируют красный и синий уже с учетом восстановленного зеленого. Иногда этот процесс носит итерационный характер - по восстановленным красному и синему производится коррекция зеленого, который, в свою очередь, используется для дальнейшей коррекции красного и синего (обычно количество таких итераций невелико и фиксировано). Так, например, работает алгоритм Киммела. Далее будут приведены результаты сравнения некоторых алгоритмов, среди которых:
ПримерыВот результаты работы перечисленных выше алгоритмов на некоторых тестовых изображениях. Для наглядности и в целях экономии трафика приведены фрагменты изображений, увеличенные в 2 раза. Полностью восстановленное изображение можно увидеть, если кликнуть мышкой на его фрагменте. Исходное изображение (фрагмент, настоящий размер) и байеровский шаблон (увеличенный фрагмент) Результаты
Иногда приходится производить демозаикинг изображений, которые изначально являлись черно-белыми, например, при сканировании черно-белых фотографий. В общем случае, в результате работы алгоритма получится цветное изображение, и то, насколько близко оно к черно-белому, является хорошим показателем устойчивости и адаптивности алгоритма. Исходное изображение (фрагмент, уменьшенный в 2 раза) и байеровский шаблон (увеличенный фрагмент) Результаты
ПроблемыПоскольку все методы демозики в той или иной степени являются алгоритмами ресамплинга или используют их, для них характерны все те артефакты, что и для используемых алгоритмов ресамплинга: потеря четкости, зубчатость границ. Один из самых заметных специфических артефактов, как можно убедиться по приведенным примерам, - это так называемый "цветовой муар", возникающий из-за алиасинга при интерполяции красного и синего цветов. Методы, интерполирующие цветовые плоскости по-отдельности, получают его в полном объеме, но и остальные также от этого страдают, хоть и в меньшей степени.
|